Академическая мобильность

Об академической мобильности в Современном Международном Университете

Основные положения

 1.1.  Настоящее Положение определяет общий порядок организации академической мобильности обучающихся и командирования сотрудников в Современном Международном Университете (далее СМУ) и разработано в целях повышения качества образования, дальнейшего расширения и укрепления сотрудничества между зарубежными и кыргызстанскими университетами и вузами. В настоящем Положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:

– Закон Кыргызской Республики«Об образовании» от 30.04.2003 г. №92; (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2018 год)

–Сборник нормативных документов по применению ECTSв Кыргызской Республике (приказ Министерства образования и науки КРот 6.08.2009 №824/1);

– Приказ Минобразнауки КР от 29 апреля 2013 года N 225/1 «О порядке признания вузами Кыргызстана результатов обучения студентов, обучающихся в зарубежных университетах»;

-Типовая инструкция по делопроизводству в Кыргызской Республике (утв. постановлением Правительства КР от 23 июля 2012 года № 517).

1.2. Все выезды сотрудников и обучающихся университета в страны ближнего и дальнего зарубежья по программам академической мобильности за счет бюджетных и/или внебюджетных средств университета, а также средств приглашающей стороны или за собственный счет, осуществляются только по приказу ректора СМУ.

1.3. Академическая мобильность студентов, магистрантов, преподавателей является одним из важных направлений международной и образовательной деятельности СМУ. Она проводится в целях:

— улучшения качества высшего образования;

— повышение эффективности научных исследований;

— совершенствование системы управления;

— повышение конкурентноспособности выпускников СМУ на рынках труда;

— совершенствования перечня профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих зарубежных вузов;

— достижение международной сопоставимости образовательных стандартов;

— привлечение зарубежного интеллектуального потенциала на основе двусторонних и многосторонних договоров с вузами – партнерами;

— установление внешних и внутренних интеграционных связей;

— развитие СМУ по приоритетным направлениям;

— выполнение миссии и стратегии развития СМУ.

  1. Организационное обеспечение академической мобильности

 

  • Ответственными за организацию академической мобильности в СМУ, в зависимости от ее уровня, являются:

— 1-проректор СМУ, начальник учебной части, заведующие кафедрами, профессорско-преподавательский состав;

— проректор по международным связям, руководитель отдела контроля качества образования.

2.2. Одним из основных требований к организации академической мобильности является открытость процедур, а также безусловный характер их выполнения всеми субъектами академической мобильности.

2.3. За субъектами академической мобильности сохраняется место учебы или работы на период участия в программе академической мобильности.

Сохранение заработной платы сотрудников во время академической мобильности регулируется согласно Трудового Кодекса Кыргызской Республики.

2.4. Учебная нагрузка преподавателя, выезжающего по программам академической мобильности, выполняется за счет внутреннего резерва кафедры.

  1. Академическая мобильность для студентов
  • Формами академической мобильности для студентов СМУ являются:

— обучение по программам студенческого обмена в вузе-партнере;

— обучение по совместным образовательным программам, реализуемым СМУ и вузом-партнером;

— языковые и научные стажировки;

— участие в летних школах;

— участие в конференциях, семинарах, и т.д.;

— стажировки студентов и выпускников в рамках программ (договоров) двухстороннего сотрудничества;

— учебная, производственная, предквалификационная практика (для бакалавриата).

3.2. Сроки для реализации академической мобильности устанавливаются согласно договоров с вузами-партнерами или определяются в соответствии с требованиями программ обучения.

3.3. Программы академической мобильности студентов, как правило, не увеличивают нормативный срок обучения в СМУ.

3.4.  Отбор студентов для участия в программах академической мобильности проводится в рамках открытой процедуры – конкурса в соответствии с принципами равенства возможностей и установленными критериями: академическая успеваемость, научная результативность, знание языка принимающей стороны ( в случае выезда за рубеж).

3.5.  К участию в программах студенческого обмена не допускаются студенты первого и последнего года обучения ( на момент подачи заявки).

3.6. Процедуры и документы, необходимые для организации академической мобильности студентов, описаны в «Положении о порядке признания результатов обучения студентов вузов КР, обучающихся в зарубежных университетах».

3.7. По итогам реализации академической мобильности студенты представляют документ, подтверждающий результаты выполнения целей программы (проекта) мобильности (сертификаты, свидетельство об успеваемости (транскрипт), отзыв научного руководителя в вузе-партнере и т.п.).

3.8. Студент, направляющийся в зарубежный вуз в рамках академической мобильности, не подлежит отчислению из отправляющего вуза.

3.9. для студентов, направляющихся в зарубежный вуз в рамках академической мобильности, отправляющим вузом должен быть разработан и утвержден в установленном порядке индивидуальный учебный план и график прохождения текущего и рубежного контроля с учетом базового учебного плана отправляющего вуза и учебных дисциплин, предлагаемых для изучения, принимающим вузом.

  1. Академическая мобильность для магистрантов и преподавателей.
    • Формами академической мобильности для магистрантов и преподавателей СМУ являются:

— участие в совместных образовательных программах;

— участие в семинарах, конференциях и т.д.;

— участие в совместных проектах;

— стажировки магистрантов;

— профессиональная переподготовка;

— участие в образовательной деятельности принимающей стороны;

— изучение лучшего опыта принимающей стороны;

-установление партнерских отношений и т.д.

4.2. Академическая мобильность, реализуемая в форме частной поездки, возможна только в период ежегодного оплачиваемого отпуска или отпуска без сохранения заработной платы за счет средств преподавателя или за счет приглашающей стороны.

4.3. Основополагающим критерием при отборе к участию в программах академической мобильности является соответствие данных программ приоритетным направлениям развития СМУ.

4.4. Магистранты обязаны внести информацию о периоде мобильности в индивидуальный учебный план магистра по установленной процедуре.

4.5. По итогам реализации академической мобильности магистранты представляют документ (отчет), подтверждающий результаты поездки, рассмотренный и утвержденный на заседаниях кафедры (срок поездки до 1 месяца), и представляется в учебную часть, в течение двух недель со дня возвращения.

 

  1. Информационное обеспечение академической мобильности

5.1. Информационное обеспечение академической мобильности включает распространение информации о различных программах академической мобильности, а также о процедурах и документах, необходимых для оформления академической мобильности.

5.2. Информационное обеспечение академической мобильности реализуется следующими способами: размещение соответствующей информации на сайте СМУ, досках объявлений, по электронной почте и т.д.

5.3. Информационное обеспечение внешней академической мобильности осуществляется отделом международных связей СМУ.

5.4. Обеспечение информации о процедурах и документах, необходимых для оформления внутренней академической мобильности реализует отдел кадров, учебная часть.

5.5. По итогам года отдел магистратуры готовит отчет о состоянии академической мобильности студентов, магистрантов и преподавателей СМУ.

  1. Финансовое обеспечение программ академической мобильности
  • Программы академической мобильности могут финансироваться из различных источников, в том числе:

— средств СМУ;

— средств принимающей стороны, в т.ч. грантов международных организаций и частных фондов;

— личных средств участников академической мобильности.

  1. Подготовка и организация поездок сотрудников СМУ
  • Кафедра или другое подразделение СМУ, заинтересованное в организации поездки, подает ректору СМУ заполненные и согласованные с соответствующими отделами формы: Заявление (Приложение1), Индивидуальный план (Приложение 2). Помимо этого, кандидат на поездку должен представить письмо от принимающей организации, подтверждающее возможность осуществления данной программы академической мобильности. В зависимости от типа программы это может быть: письмо-приглашение от вуза, информационное письмо для участия в конференции, письмо-согласие принимающей стороны в случае программы научной стажировки, или другой подтверждающий документ.
  • При подаче заявок необходимо соблюдать следующие критерии:

— соответствие заявки приоритетным направлениям развития СМУ;

— наличие в заявке описания конкретного результата (например, количество статей, пособий, программ с примерным названием и объемом, конкретные темы по созданию или модернизации учебных программ и иные научно-образовательные материалы);

— в случае выезда за рубеж – владение иностранным языком на должном уровне;

— соотнесение с мероприятиями и стратегией развития СМУ.

7.3. В случае, когда программа мобильности  реализуется за рубежом, организация поездки осуществляется при содействии отдела международной связи.

7.4. Этап организации программы мобильности включает: обязательное согласование кандидатом плана с принимающим вузом подписание договора (Приложение 3) между СМУ и принимающей стороной о реализации программы.

7.5. Участник программы мобильности в обязательном порядке оформляет информационно-аналитический отчет по установленной форме (Приложение 4) и представляет его в учебную часть СМУ.

  1. Организационно-методическое обеспечение академической мобильности

Данное сочетание дает качественную характеристику программы обучения студента в другом вузе. Принимающий вуз несет ответственность за присуждение кредитов. Признание кредитов проводится направляющим вузом после получения транскрипта (Приложение 5) согласно установленным эквивалентам перезачета оценок ECTS и национальной шкалой оценок. Кредиты присуждаются при выполнении обязательств, указанных в соглашении об обучении. Признание кредитов и полученных оценок при прохождении академической мобильности оформляется путем составления и утверждения «Листа эквивалентности» (Приложение 6)